Историческая экспозиция Московской Биржи
Экспозиция Летопись Коллекция
   
От "Иванова ста" начало было
Московский "Сити"
"Разместитель биржевых бумаг в России"
Государство просит взаймы
Биржевая "кухня"
"Клоб" для купечества, или чтобы делать добро людям
Россия губерниями прирастала
Во времена новой экономической политики
Экономические реформы в России: возрождение бирж
Биржа национального значения
Хронология
Купеческий словарь
Список литературы
Временная шкала

"Клоб" для купечества, или чтобы делать добро людям

страница   1  2  3  4  версия для печати

Передовая русская интеллигенция, особенно в конце ХIХ века, с большим теплом отзывалась о купечестве. Приветствовались не только их крупные материальные пожертвования, но особенно ценилась работа в области искусства.

 

Музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов говорил о том, что выросла иная порода людей купеческой семьи, с иными потребностями и стремлениями, людей, у которых, невзирая на богатство, всегда было мало охоты до пиров, до всякого жуирства и нелепого прожигания жизни, но у которых была вместо того великая потребность в жизни интеллектуальной, было влечение ко всему научному и художественному. И всегда и во всем стояло у них на первом месте общественное благо, забота о пользе своего народа.

Портреты русских купцов. Неизвестный художник XIX века
увеличить (129 Кб)

«Я жил в такое время,— писал Константин Сергеевич Станиславский,— когда в области искусства, науки, эстетики началось большое оживление. Как известно, в Москве этому немало способствовало тогдашнее молодое купечество, которое впервые вышло на арену русской жизни и наряду со своими торгово-промышленными делами вплотную заинтересовывалось искусством».

Б. Кустодиев. Купец, считающий деньги
увеличить (86 Кб)

Знаменитый театральный деятель с большим теплом вспоминал Павла Михайловича Третьякова, создателя картинной галереи в Москве. С утра до ночи тот работал или в конторе, или на фабрике, а вечерами трудился в своей галерее или беседовал с молодыми художниками, в которых чуял талант. Станиславский с гордостью говорил о фабриканте Козьме Терентьевиче Солдатенкове, который посвятил себя изданию тех книг, которые не могли рассчитывать на большой тираж. Вспоминал и Михаила Васильевича Сабашникова, тоже преуспевшего в деле поддержки некоммерческой научной литературы. По мнению Станиславского, Сергей Иванович Щукин создал великолепную галерею французских художников нового направления, в которую бесплатно допускались все желающие ознакомиться с живописью.

Павел Михайлович Третьяков (1832—1898). Купец, владелец Новой Костромской льняной мануфактуры
увеличить (20 Кб)

Правительство особенно не регламентировало время собраний на бирже. Торгуй себе, общайся с коллегами, разузнавай новости коммерческие. Еще в 1746 году Сенат указал: «…купцам приезд свой на биржу иметь, как кто похочет, а рогатки по представлению оной коллегии не делать и штрафу ни с кого оных купцов за то, кто по полудни позже двух часов на бирже останется не брать; только… колокол купить и при бирже иметь для того, когда два часа по полудни ударит, тогда оным колоколом дать знак, и когда такой знак оным колоколом дан будет, тогда… на бирже маклерам не быть».

Николай Александрович Алексеев (1852—1893). Промышленник, Московский Градоначальник
Савва Тимофеевич Морозов (1862—1905). Купец, владелец Никольской текстильной мануфактуры
Варвара Алексеевна Хлудова (1848—1917). Купчиха, после смерти мужа управляла Тверской мануфактурой
Алексей Александрович Бахрушин (1865—1929). Купец, владелец крупнейших сафьяно-кожевенных заводов
Козьма Терентьевич Солдатенков (1818—1901). Промышленник, издатель
Савва Иванович Мамонтов (1841—1919). Промышленник, владелец акций железнодорожных компаний

 

Алексей Александрович Бахрушин учредил на свои средства, по мнению Константина Сергеевича, просто уникальный в России театральную Историческую экспозицию, собрав в нем все то, что относилось к русскому и отчасти западному театру. Савва Иванович Мамонтов характеризовался Станиславским как великолепный певец и оперный артист, режиссер и драматург, создатель русской частной оперы и меценат в живописи, хотя коммерческая его работа была связана со строительством железных дорог. И, конечно же, Станиславский не мог не упомянуть об активной деятельности Саввы Тимофеевича Морозова, с именем которого тесно связан факт основания знаменитого Художественного театра.

 

Вездесущие журналисты начала века, все знавшие и всюду имевшие доступ, много писали о предпринимателях и их делах благотворительных. В статье «Нового времени» читаем: «Одной из самых крупных и богатых фирм в Москве считается Торговый дом братьев Бахрушиных. У них кожевенное дело и суконное. Владельцы — молодые еще люди, с высшим образованием, известные благотворители, жертвующие сотни тысяч».

 

В 1893 г. «Русская старина» писала о Павле Михайловиче Третьякове:» С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно пересмотрел он почти все европейские Исторические экспозиции, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все-таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русской школе.

 

От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и, всего более, глубокой любви к своему дорогому делу «. Как известно, галерея была передана Третьяковым городу безвозмездно.

 

В Историческую экспозицию в Москве было передано собрание русской старины известного промышленника Петра Ивановича Щукина. Сам он отличался от других коллекционеров тем, что не только собирал, но и популяризировал собрание, выпуская «Щукинский сборник».

 

 следующая страница 
страница   1  2  3  4  версия для печати

Экспозиция | Летопись | Коллекция  Об Исторической экспозиции