Историческая экспозиция Московской Биржи, история российского биржевого движения - Летопись - "Клоб" для купечества, или чтобы делать добро людям

Это произошло более двухсот лет назад. В 1786 году иностранец немецкого происхождения Карл-Людвиг Хейснер, поселившийся в России и обосновавшийся в Москве, решил открыть свой «клоб» в Китай-городе для представителей всех гильдий русского купечества. Организацию такого корпоративного cобрания городская власть позволила, а затем отписала, что «объявленному Хейснеру помянутый клоб на вышеписанном основании содержать позволил, но с тем обязательством, что в оном, кроме виноградных вин и английского пива, других напитков не иметь и в продажу не производить».

Место в центре города, где разместилось Купеческое собрание, было исконно купеческим, торговым. Оторвавшись от своих нелегких насущных дел, купец мог отойти душой в своем профессиональном клубе. Забыв о проблемах дня, поиграть на бильярде, в карты, обсудить с товарищами любые назревшие проблемы. Правила клуба требовали «вести себя добропорядочно и в рассудке религий никаких споров не иметь, есть же кто поступит в противность сему, то должен он представлен быть гг. директам, которые тотчас записывают его имя на черной доске, находящейся в зале собрания…»

Уже в эпоху императора Александра I клуб переехал в том же Китай-городе, снова «близ Гостиного двора, биржи и рядов, в рассуждении дел и удобности купечествующих быть в Собрании». На этот раз был выбран дом московского купца Антипа Павлова, на углу Ильинки и Юшкова переулка. После войны 1812 года Собрание не раз переезжало, пока не остановилось на мысли построить свое помещение.

— А что? — рассуждали они.— Без клуба жизнь наша уже немыслима. А деньги на строительство можно добыть. И возможности были: добровольные пожертвования, коммерческая деятельность и даже доходы от карточных игр. Тогда-то купцы и постановили: «Для приобретения впоследствии дома для Собрания отложить из ныне состоящего капитала на лицо сто тысяч рублей, не употребляя из него ни на какие пожертвования и даже нужды Собрания и быть тому капиталу неприкосновенному». Это стало началом истории и судьбы нового дома для купечества на Малой Дмитровке. Его построили по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица, который закончил свое детище в 1909 году.

Купеческий клуб на Малой Дмитровке. Начало XX века

Внутренние виды клуба
карточная
читальная
старшинная
бильярдная

На досуг своих членов клуб денег не жалел. Кроме многих комнат и большого зала, в помещении нового дома в скором времени купцы уже располагали и площадкой с эстрадой в саду: тамошние спектакли, балы, концерты были знамениты по всей Москве. Чтобы поднять художественный уровень спектаклей, приглашались труппы известных московских театров. Может, поэтому и в дальнейшем судьба у дома на Малой Дмитровке сложилась театральная: после революции здание было отдано театру им. Ленинского комсомола…

Однако купцы московские не только веселились. Клуб и лучшие его члены активно, часто забывая о досуге, занимались общественной деятельностью. Здесь, в клубе рождались разного рода идеи, которые воплощались в действенную помощь людям. Она, в частности, состояла в многочисленных денежных пожертвованиях, что было в те времена особенно принято. Здесь же проходили благотворительные вечера в пользу бедных студентов, детей народных учителей. Целей у благих дел было немало.

Необходимо отметить, что одно из первых пожертвований московского купечества было сделано еще задолго до организации клуба. В 1742 году на добровольные сборы купцов были построены изумительные по красоте Красные ворота. Сначала они были деревянными, а через десять лет по проекту Д.В. Ухтомского были переделаны в каменные и представляли собой точную копию деревянных.

Ж.Б. Арну. Красные Ворота

Участие в благих делах принимали многие представители знатных фамилий России, и не только купеческих. Они тоже были членами Московского купеческого собрания, которое в самом начале ХХ века насчитывало более тысячи человек. Среди них Волконские, Долгоруковы, Оболенские, Трубецкие, Апраксины, Зубовы, Ланские. Сюда входили известные государственные деятели, профессора, врачи, адвокаты, артисты, композиторы. Членство в клубе передавалось по наследству.

В марте 1910 года состоялся первый Всероссийский съезд деятелей по призрению. На нем было отмечено, что в стране активно работает 4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений. Примечательно, что из всех денежных средств, поступавших на эти цели, четверть выделяла государственная казна, остальную сумму составляли добровольные пожертвования, и купеческие в том числе.

Среди благородной части купеческого сословия многие имели прямое отношение к Московской бирже. Но и сама она не оставалась в стороне от благих творений. Чего только стоила такая деятельность Биржевого общества Московской биржи! Иногда даже создавалось впечатление, что биржевиков не столь волновали вопросы коммерческие, сколько проблемы малоимущих и страждущих.

В одном из периодических изданий 1901 года отмечалось: «Ни в каком другом русском городе, даже в Петербурге, нельзя найти столько благотворительных учреждений, созданных на частные средства, как в Москве. Сотни тысяч ежегодно жертвовались московским купечеством на дела благотворения. Клиники, больницы, богадельни, приюты с каждым годом приумножаются в Москве. Знаменитый Ермаков, израсходовавший на благотворительность свыше 5 миллионов рублей… Имена Боевых, Бахрушиных, Морозовых, Алексеевых, Солдатенковых, Хлудовых увековечены в сооружениях, воздвигнутых на их средства…»

Московское биржевое общество принимало живое участие в распространении экономического образования. Эта работа заключалась в учреждении стипендии и в устройстве Александровского коммерческого училища, среднего учебного заведения для образования детей преимущественно купеческого, мещанского и ремесленного сословий.

Когда было принято решение работать и в этом направлении, биржевое общество восприняло данный факт с сочувствием. Решили, что пора готовить себе смену, учить биржевому и коммерческому делам молодое поколение. Тогда и собрали в среде купечества путем подписки сумму, достаточную для устройства училищного помещения и образования некоторого запасного капитала. Биржевой комитет передал училищу 773,116 рублей 45 копеек. Кроме того, на биржевое общество была возложена обязанность покрывать расходы по содержанию училища в том случае, если таковые по составленной смете будут превышать текущие доходы училища. И начали с того, что сразу же образовали пять классов общих и два подготовительных, 15 классных отделений с 512 учащимися, в том числе 122 бесплатных стипендиата.

Свидетельство выпускника Санкт-Петербургского коммерческого училища. Конец XIX века

Конечно же, не только Москва тратила на благотворительные дела. В Санкт-Петербурге, других городах России на добровольные пожертвования строились церкви, учебные и медицинские заведения, всякого рода призренные дома.

Добрую память оставила о себе Санкт-Петербургская биржа. Благотворительная деятельность ее особенно ощущалась многими в последней трети ХIХ века, когда создавались фонды, в частности, для устройства биржевой барачной больницы. Ее оборудовали по всем требованиям медицины тех лет. Биржевое общество собирало деньги на мероприятия по открытию новых приладожских каналов, для назначения пособий на воспитание детей, родители или родственники которых принадлежали к биржевому купечеству. Идей и дел было премного.

Федор Иванович Шаляпин, известный русский певец, писал о благотворительности в России: «Объездив почти весь мир, побывав в домах богатейших европейцев и американцев, должен сказать, что такого размаха благотворительности нигде не видел. Я думаю, что и представить себе этот размах европейцы не могут».

С годами внешний образ купца, созданный литературой прежних лет, уходил в прошлое. В сознании современников малограмотный и жадный делец уступал место образованному, знающему свое дело, энергичному человеку. Писатель Петр Дмитриевич Боборыкин, вспоминая в своих произведениях купеческую жизнь середины прошлого столетия, отмечал:

«До шестидесятых годов нашего века читающая, мыслящая и художественно-творящая Москва была исключительно господская, барская… В последние двадцать лет, с начала шестидесятых годов, бытовой мир Замоскворечья и Рогожской тронулся: детей стали учить; молодые купцы попадали не только в коммерческую академию, но и в университет, дочери заговорили по-английски и заиграли ноктюрны Шопена. Тяжелые, тупые самодуры переродились в дельцов, сознававших свою материальную силу уже на другой манер. …А миллионер-промышленник, банкир и хозяин амбара не только занимают общественные места, пробираются в директора, в гласные, в представители разных частных учреждений, в председатели благотворительных обществ; они начинают поддерживать своими деньгами умственные и художественные интересы, заводят галереи, покупают дорогие произведения искусства для своих кабинетов и салонов, учреждают стипендии, делаются покровителями разных школ, учебных обществ, экспедиций, живописцев и поэтов, актеров и писателей».

Бланк билета купеческого общества взаимного кредита. Начало XX века

Читаешь и видишь, что описание резковатое. И становится понятно, что отношение писателя к утверждающемуся в этой жизни сословию было сложным. Возможно, его, как и многих других в то время, мучила проблема чеховского «Вишневого сада». Однако меткий взгляд московского бытописателя не смог обойти объективные факты.

Передовая русская интеллигенция, особенно в конце ХIХ века, с большим теплом отзывалась о купечестве. Приветствовались не только их крупные материальные пожертвования, но особенно ценилась работа в области искусства.

Музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов говорил о том, что выросла иная порода людей купеческой семьи, с иными потребностями и стремлениями, людей, у которых, невзирая на богатство, всегда было мало охоты до пиров, до всякого жуирства и нелепого прожигания жизни, но у которых была вместо того великая потребность в жизни интеллектуальной, было влечение ко всему научному и художественному. И всегда и во всем стояло у них на первом месте общественное благо, забота о пользе своего народа.

Портреты русских купцов. Неизвестный художник XIX века

«Я жил в такое время,— писал Константин Сергеевич Станиславский,— когда в области искусства, науки, эстетики началось большое оживление. Как известно, в Москве этому немало способствовало тогдашнее молодое купечество, которое впервые вышло на арену русской жизни и наряду со своими торгово-промышленными делами вплотную заинтересовывалось искусством».

Б. Кустодиев. Купец, считающий деньги

Знаменитый театральный деятель с большим теплом вспоминал Павла Михайловича Третьякова, создателя картинной галереи в Москве. С утра до ночи тот работал или в конторе, или на фабрике, а вечерами трудился в своей галерее или беседовал с молодыми художниками, в которых чуял талант. Станиславский с гордостью говорил о фабриканте Козьме Терентьевиче Солдатенкове, который посвятил себя изданию тех книг, которые не могли рассчитывать на большой тираж. Вспоминал и Михаила Васильевича Сабашникова, тоже преуспевшего в деле поддержки некоммерческой научной литературы. По мнению Станиславского, Сергей Иванович Щукин создал великолепную галерею французских художников нового направления, в которую бесплатно допускались все желающие ознакомиться с живописью.

Павел Михайлович Третьяков (1832—1898). Купец, владелец Новой Костромской льняной мануфактуры

Правительство особенно не регламентировало время собраний на бирже. Торгуй себе, общайся с коллегами, разузнавай новости коммерческие. Еще в 1746 году Сенат указал: «…купцам приезд свой на биржу иметь, как кто похочет, а рогатки по представлению оной коллегии не делать и штрафу ни с кого оных купцов за то, кто по полудни позже двух часов на бирже останется не брать; только… колокол купить и при бирже иметь для того, когда два часа по полудни ударит, тогда оным колоколом дать знак, и когда такой знак оным колоколом дан будет, тогда… на бирже маклерам не быть».

Николай Александрович Алексеев (1852—1893). Промышленник, Московский Градоначальник
Савва Тимофеевич Морозов (1862—1905). Купец, владелец Никольской текстильной мануфактуры
Варвара Алексеевна Хлудова (1848—1917). Купчиха, после смерти мужа управляла Тверской мануфактурой
Алексей Александрович Бахрушин (1865—1929). Купец, владелец крупнейших сафьяно-кожевенных заводов
Козьма Терентьевич Солдатенков (1818—1901). Промышленник, издатель
Савва Иванович Мамонтов (1841—1919). Промышленник, владелец акций железнодорожных компаний

Алексей Александрович Бахрушин учредил на свои средства, по мнению Константина Сергеевича, просто уникальный в России театральную Историческую экспозицию, собрав в нем все то, что относилось к русскому и отчасти западному театру. Савва Иванович Мамонтов характеризовался Станиславским как великолепный певец и оперный артист, режиссер и драматург, создатель русской частной оперы и меценат в живописи, хотя коммерческая его работа была связана со строительством железных дорог. И, конечно же, Станиславский не мог не упомянуть об активной деятельности Саввы Тимофеевича Морозова, с именем которого тесно связан факт основания знаменитого Художественного театра.

Вездесущие журналисты начала века, все знавшие и всюду имевшие доступ, много писали о предпринимателях и их делах благотворительных. В статье «Нового времени» читаем: «Одной из самых крупных и богатых фирм в Москве считается Торговый дом братьев Бахрушиных. У них кожевенное дело и суконное. Владельцы — молодые еще люди, с высшим образованием, известные благотворители, жертвующие сотни тысяч».

В 1893 г. «Русская старина» писала о Павле Михайловиче Третьякове:» С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно пересмотрел он почти все европейские Исторические экспозиции, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все-таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русской школе.

От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и, всего более, глубокой любви к своему дорогому делу «. Как известно, галерея была передана Третьяковым городу безвозмездно.

В Историческую экспозицию в Москве было передано собрание русской старины известного промышленника Петра Ивановича Щукина. Сам он отличался от других коллекционеров тем, что не только собирал, но и популяризировал собрание, выпуская «Щукинский сборник».

А Юрий Степанович Нечаев-Мальцев, получив крупное наследство от дяди купца-заводчика, на собственные средства построил и оборудовал Историческую экспозицию изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Все образцы греческого и римского зодчества и ваяния были лично им выбраны на местах. С них снимались гипсовые копии, которые доставлялись морем через Одессу.

Едва ли возможно перечислить все благие деяния, которые совершали те, кому мы и наши предки обязаны материальной поддержкой, образованием, лечением, сохранением национальной духовной культуры. Низкий им поклон…


© ПАО Московская Биржа